Итоговый тест с ответами по русскому языку для 10 класса

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:
а) (он) дозвонИтся +
б) сОзыв
в) дОсуг

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) менее быстрый
б) давайте попробоваем +
в) около пятисот человек

3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ:
а) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
б) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
в) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ. +

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой:
а) я познакомился с нотной грамотой +
б) у меня появилось много интересных знакомых
в) у вас остаётся мало времени для развлечений

5. В каком слове нет суффикса -щик-:
а) кровельщик
б) табельщик
в) подлещик +

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН.:
В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.:
а) 2,4
б) 3,4 +
в) 1,2

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква И:
а) наде…шься
б) высуш…нный
в) брос…шь +

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква И:
а) вид…мый +
б) наде…шься
в) просе…нный

9. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) тщетно
б) напрасно
в) тщательно +

10. Укажите предложение с фразеологизмом:
а) Мы пришли в восторг от спектакля.
б) Спектакль вызвал восторг у публики. +
в) Спектакль всем очень понравился.

11. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания:
а) доверчивый +
б) указывая
в) домашний

12. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В картине « Боярыня Морозова» Суриков запечатлел трагический эпизод русской истории () и несокрушимой духовной силе национального характера придал осязаемые черты.:
а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. +
в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.:
а) 2,3.4 +
б) 1,2,4
в) 2, 4

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены):
а) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
б) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.
в) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались стаей летящих птиц то острыми льдинками. +

15. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые:
Благородные пропорции белого храма (1) отражающиеся больше восьми веков в водах реки (2) естественно вписываются (3) в окружающий его (4) пейзаж.:
а) 1,3 – выделяется деепричастный оборот
б) 1,2 – выделяется причастный оборот +
в) 1,3,4 – выделяются два причастных оборота

16. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно:
а) (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.
б) Петя (НЕ) мог отвечать. +
в) На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.

17. Сколько грамматических основ в предложении:
Когда мы были в театре, меня спросили, знаю ли я репертуар.:
а) 1
б) 3
в) 2 +

18. Сколько грамматических основ в предложении:
В ту ночь за окнами канал дрожал и зябнул на ветру, и, видит бог, никто не знал, как я играл свою игру.:
а) 2
б) 3 +
в) 1

19. Сколько в предложении грамматических основ:
Каждый раз, когда мы задаем вопрос, конечно, хотим услышать ответ.:
а) 4
б) 3
в) 2 +

20. Сколько грамматических основ в предложении:
Здесь медленны реки, туманны озёра, и всё ускользает от беглого взора.:
а) 3
б) 2 +
в) 1

21. Назовите подчинение придаточных в предложении:
Дом, в котором я вырос, навсегда останется в моей памяти, даже если я буду далеко от него.:
а) однородное +
б) последовательное
в) параллельное

22. Назовите подчинение придаточных в предложении:
Когда вы садитесь рядом,
Я чувствую, что меж вами
Я скучный, немножко лишний,
Педант в роговых очках.:
а) последовательное
б) параллельное +
в) однородное

23. Назовите подчинение придаточных в предложении:
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.:
а) последовательное
б) параллельное
в) однородное +

24. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка:
а) орфография
б) фонетика +
в) морфология

25. Что такое транскрипция:
а) морфемный анализ слова
б) разбор слова по составу
в) форма передачи звучащей речи графическими средствами +

26. На какие группы делятся все звуки:
а) звонкие и глухие
б) гласные и согласные +
в) ударные и безударные

27. На какие группы делятся согласные звуки:
а) звонкие/глухие, твердые/мягкие +
б) прописные и строчные
в) ударные и безударные

28. На какие группы делятся гласные звуки:
а) прописные и строчные
б) ударные и безударные +
в) звонкие/твердые, глухие/мягкие

29. Что такое словесное ударение:
а) выделение одного слога в слове +
б) максимальная звуковая единица
в) минимальная звуковая единица

30. Что изучает орфоэпия:
а) звуки и буквы
б) звуковую сторону языка +
в) части речи и их формы