I вариант.
1. Как называется закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов?
а) сензитивность+
б) вариативность
в) компенсаторность
г) преемственность
2. Подберите определение понятию геронтогенез:
а) период старения и старости+
б) наука о внутриутробных дефектах развития плода
в) период зрелости
г) инфекционное заболевание
д) переход от юности к взрослости
3. Чем является реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния?
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+
г) катаболизм
4. Прочитайте предложение и вставьте слово, которого не хватает:
Наука, изучающая пожилой возраст, называется __________
Ответ: геронтология.
5. Выберите проблемы возрастной психологии:
а) проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека+
б) проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие+
в) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка; +
6. Год принятия ЮНЕСКО “Конвенции о правах ребенка”:
а) 1989 г. +
б) 1992 г.
в) 1962 г.
г) 1997 г.
7. Что называется ходом жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года?
а) жизненный стиль
б) жизненный цикл
в) время жизни
г) жизненный путь
8. Какой период жизни человека, изучает возрастная психология?
а) от рождения до смерти+
б) с 7 до 18 лет
в) с 7 лет до смерти
г) от рождения до 18 лет
д) от рождения до 60 лет
9. Что является предметом возрастной психологии?
а) изучение закономерностей психического развития в онтогенезе+
б) изучение индивидуально-психологических различий между людьми
в) изучение общих психологических закономерностей, понятий психологии, определение методического аппарата
г) изучение процесса обучения и воспитания
д) изучение особенностей физиологического развития людей различных возрастов
10. Прочитайте текст и вставьте недостающее слово:
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости называется _________психологией.
Ответ:возрастной
11. Чем является процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления?
а) учением
б) научением
в) обучением
г) усвоением+
12. Что такое специфический набор признаков и ценностей, по которому представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве “мы”, отличного от всех остальных возрастных общностей?
а) возрастная структура
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура+
д) возрастная степень
13. Что такое признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости?
а) возрастная степень+
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура
д) возрастная структура
14. Как называется закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе?
а) закон готовности
б) закон упражнения
в) закон смежности во времени
г) закон подкрепления+
15. Что образуется совокупностью людей, занимающих в определенный момент времени нормативно выделенную возрастную степень?
а) возрастной класс+
б) возрастная степень
в) возрастная группа
г) возрастная культура
д) возрастная структура
16. Как называется индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом его жизни?
а) икрогенез
б) филогенез
в) антропогенез
г) онтогенез+
17. Как называется быстрое изменение в психике и поведении человека, которое происходит под влиянием социальных факторов?
а) эволюционным развитием
б) ситуационным развитием+
в) революционным развитием
г) поступательным развитием
18. Какой возраст человека определяется психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими изменениями?
а) социальный
б) психологический+
в) Энергетический
г) субъективный
19. Что такое сенситивный период?
а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста
б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития
в) период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения+
г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах
20. Каким возрастом является период с момента зачатия и до конца жизни?
а) биологический
б) хронологический+
в) профессиональный
г) социальный
II вариант.
1. Какая функция движения направлена на внешний мир?
а) тоническая
б) рефлексивная
в) кинетическая
г) регулятивная+
2. Расставьте в верном порядке периоды онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
1) ранее детство
2) детство
3) отрочество
а) 1,2,3+
б) 2,3,1
в) 3,2,1
г) 1,3,2
3. Семиотическая функция это:
а) способность устанавливать связь между каким-либо жестом в качестве обозначающего и объектом, действием, ситуацией в качестве обозначаемого
б) процесс объединения значений двух явлений между собой
в) процесс превращения какого-либо явления из внешнего во внутреннее
г) способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект, непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов, символов или знаков+
4. Назовите закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов:
а) эволюционизм
б) детерминизм+
в) функционализм
г) эгоцентризм
5. История индивидуального развития личности это:
а) жизненный цикл+
б) жизненный путь
в) образ жизни
г) стиль жизни
6. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития это:
а) метаморфозы
б) неравномерности возрастного развития+
в) биогенетический
г) развития высших психических функций
7. Кризис возрастного развития это:
а) новый этап в развитии психических качеств человека
б) переход от одной стадии развития к другой, сопровождающийся эмоциональным подъемом
в) несоответствие между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями, ведущее к аффективным взрывам
г) задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами личностного и межличностного характера+
8. Пассивное приспособление к среде это:
а) аккомодация
б) социализация
в) ассимиляция+
г) фрустрация
9. Выберите форму действия по Ж.Пиаже:
а) эмоция
б) речь
в) операция+
г) мысль
10. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями ?
а) особенности
б) новообразования
в) кризисы+
г) свойства
11. Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями:
а) стихийным обучением
б) организованным обучением+
в) преподаванием
г) изменением
12. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития:
а) зона ближайшего развития+
б) кризис развития
в) новообразование развития
г) зона актуального развития
13. Что такое: «качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов»?
а) Рост
б) развитие+
в) совершенствование
г) созревание
14. Чем является процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков?
а) обучением+
б) усвоением
в) тренировкой
г) научением
15. Возрастное новообразование это:
а) психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период+
б) противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями
в) восприимчивость к внешним воздействиям
г) индивидуальные особенности ребенка
д) структура личности ребенка
16. К какому детерминизму относится зависимость развития психики от предметных действий ?
а) механический
б) сихологический
в) деятельностный+
г) биологический
17. Как называется метод при котором, одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени?
а) лонгитюдным методом+
б) близнецовым методом
в) кросс-культурным исследованием
г) квазиэкспериментом
д) генетическим методом
18. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления это:
а) учение
б) научение
в) обучение
г) усвоение+
19. Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства это:
а) констатирующий эксперимент+
б) формирующий эксперимент
в) Моделирование
г) Исследование
д) наблюдение
20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния это:
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+
а) катаболизм