Тест с ответами: «Диалектика»

1. Что такое диалектическое отрицание?
а) процесс уничтожения старого;
б) процесс, который отражает наиболее общие черты прогрессивного развития;
в) преемственность, передача положительных качеств в новое.+

2. Не является законом диалектики:
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания;
г) закон целостности системы и ее связи.+

3. Автор понятия “диалектика” :
а) Сократ;+
б) Аристотель;
в) Гегель;
г) Ленин.

4. Категории, характеризующие закон перехода количественных изменений в качественные:
а) качество;+
б) признак
в) количество;+
г) свойство;+
д) объем;
е) мера.+

5. В чем заключается суть закона перехода количественных изменений в качественные?
а) количественные накопления не могут происходить сколь угодно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;+
б) количественные накопления могут происходить бесконечно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;
в) количественные накопления характеризуют одну сторону объекта или вещи и являются формой проявления качества.

6. Что такое качество согласно Гегелю?
а) мера в пространственнно-временном отношении;
б) внутренняя определенность вещи, тождественная с ее бытием;+
в) категория, выражающая уникальность вещи или объекта.

7. Автор закона единства и борьбы противоположностей:
а) Аристотель;
б) Фромм;
в) Гегель;+
г) Юм.

8. Категории закона единства и борьбы противоположностей :
а) тождество;+
б) свойство;
в) различия;
г) противоречия;+
д) мера;
е) противоположность.+

9. Учением о чем является онтология?
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;+
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.

10. Древний философ, который первым сформулировал понятие «бытие»:
а) Пифагор;
б) Гераклит;
в) Парменид;+
г) Платон;
д) Сократ.

11. Понятие, возникшее первым:
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
г) первоначало.+

12. Какую концепцию понимания бытия выдвинул Аристотель?
а) пассивную материю и активную форму;+
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.

13. Какое развитие сопровождается появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
г) прогресс;+
д) интеграция.

14. Объективной связью между отдельными состояниями видами и формами материи в процессах ее движения и развития является:
а) причинность;+
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.

15. Детерминизм учение:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;+
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.

16. Что утверждали материалисты?
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;+
г) мир создан Богом из ничего.

17. Материей по мнению материалистов является:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;+
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.

18. Что утверждают идеалисты:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;+
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.

19. Что такое пантеизм?
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;+
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.

20. Что такое гилозоизм?
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;+
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.

21. Первоначало в материалистических философских концепциях:
а) дух;
б) сознание;
в) материя;+
г) логос;
д) опыт.

22. Первоначало в идеалистических философских концепциях:
а) дух;+
б) божество;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.

23. Чем является необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества?
а) движение;
б) деформация;
в) регресс;
г) развитие;+
д) трансформация.

24. Фундаментальными понятиями, которые отражают наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а) термины;
б) категории;+
в) символы;
г) универсалии;
д) парадигмы.

25. В чем проявляется сущность любых объектов мира?
а) в их внутренних качествах;
б) в их внешних признаках;
в) в их обособленности;
г) во взаимодействии с другими объектами.+

26. Формой бытия материи, которая выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
а) время;+
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.

27. Форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
б) пространство;+
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.

28. Основные трактовки пространства и времени:
а) субстанциональная;+
б) реляционная;+
в) иррациональная;
г) экзистенциальная;
д) субъективно-идеалистическую.+

29. Основные трактовки категории материи:
а) субстратная;+
б) корпускулярная;+
в) континуальная;+
г) экзистенциальная;
д) иррациональная.

30. Материя нечто … с точки зрения континуальной трактовки.
а) обладающее энергией и массой;
б) обладающее душой и жизненностью;
в) обладающее пространственно-временными характеристиками;+
г) обладающее волей и желанием;
д) находящееся в движении.

31. Универсальная форма существования материи:
а) неподвижность;
б) сознание;
в) движение;+
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.

32. Основными видами взаимодействия элементов на уровне неживой природы являются:
а) психологические и эмоциональные;
б) гравитационные и электромагнитные;+
в) энергетические и информационные;+
г) социальные и институциональные.

33. Что такое существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь?
а) явление;
б) закон;+
в) условие;
г) качество;
д) карма.

34. Чему присуща неравномерность протекания?
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
г) историческому времени.+

35. Каким был материализм французских просветителей-энциклопедистов?
а) наивный;
б) механистический;+
в) метафизический;
г) стихийный;
д) диалектический.

36. Название материализма Фейербаха:
а) наивный;
б) механистический;
в) метафизический;
г) антропологический;+
д) диалектический.

37. Названия сведения высших форм движения материи к низшим:
а) эмпиризма;
б) формализма;
в) релятивизма;
г) редукционизма;+
д) агностицизма.

38. Название сведения всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической:
а) формализма;
б) релятивизма;
в) механицизма;+
г) эмпиризма;
д) агностицизма.

39. Положение, признаваемое объективным идеализмом:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.+

40. Закон диалектики, иллюстрируемый спиралью:
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.+

41. Закон диалектики, наглядно иллюстрируемый таблицей химических элементов Д.И. Менделеева?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;+
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.

42. Основные законы диалектики:
а) закон единства и борьбы противоположностей;+
б) закон неба (Ли);
в) закон взаимного перехода качества и количества;+
г) закон отрицания отрицания;+
д) закон нравственного воздаяния.

43. Двумя формами чего являются прогресс и регресс?
а) существование;
б) развития;+
в) движения;
г) иерархии;
д) детерминизма.

44. НЕ является законом диалектики:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;+
в) перехода количества в качество;
г) отрицания отрицания.

45. Что такое диалектика?
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;+
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.

46. Восстановите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное;
б) бытие как экзистенция;
в) бытие как Единое;
г) бытие мира как «часовой механизм».
Ответ: 2-а;4 –б;1- в;3 — г

47. Восстановите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие;
б) первоначало (архэ);
в) экзистенция;
г) субстанция.
Ответ: 2- а;1-б;4-в;3-г.

48. Восстановите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм.
Ответ:2 – а,1-б,4-в,3-г.

49. Восстановите последовательность в развитии идеализма:
а) абсолютный идеализм Гегеля;
б) трансцендентальный идеализм Канта;
в) объективный идеализм Платона;
г) рационализм Декарта;
д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.
Ответ:5-а,4-б,1-в,3-г,2-д

50. Восстановите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а) мир идей и мир теней;
б) град земной и Град Божий;
в) мир как объективная реальность;
г) мир как механизм.
Ответ:1-а,2-б,4-в,3-г

51. Восстановите последовательность в развитии диалектики:
а) диалектический материализм;
б) стихийная диалектика (Гераклит);
в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г) абсолютный идеализм (Гегель).
Ответ:4-а,1-б,2-в,3-г

52. Восстановите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же.
1) Бл. Августину;
2) Ж.-П. Сартру;
3) Дж. Беркли.
Ответ:2-а,1-б,3-в

53. Выполните соотношение данных трактовки бытия с философскими школами:
а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;
б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,
частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
1) элеаты;
2) христианство;
3) атомисты.
Ответ:2-а,1-б,3-в,2-а,3-б,1-в

54. Соотнесите трактовки бытия и учения того или иного философа:
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;
г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
1) Гегель;
2) Маркс;
3) Беркли;
4) Платон.
Ответ:4-а,2-б,1-в,3-г

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовательные тесты с ответами
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: