Курсовая работа на тему Социологические исследования: понятие, виды и сущность

Введение

Понятие социологического исследования

Сущность социологического исследования

Виды социологических исследований

Заключение

Библиографический список

Введение

Человек живет в обществе и поневоле участвует во всех сферах его жизнедеятельности. Но в самом обществе постоянно происходят какие-либо изменения. Сущность и разнообразие общественных явлений и процессов помогают раскрывать компетентные социологические исследования.

Ведущее место в практике анализа социальной действительности занимает социологическое исследование. Социологическое исследование – «исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение».[5]

Их результаты дают возможность получить самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублять количественный и качественный состав получаемых данных. Социологические исследования помогают узнать мнение большинства населения, предсказать исход политических выборов, объяснить массовое недовольство населения или увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идеей.

Инициатором социологического исследования выступают социальный заказ в виде обострения социальных противоречий, наблюдаемых социологом и вызывающих его интерес, или совокупность проблем, задач, целей, поставленных субъектом управления различных уровней, общественными организациями, СМИ перед социологами-исследователями, практиками, консультантами. Владение социальным анализом становится велением времени.

Сам термин «социологическое исследование» был введен в научный оборот французским социологом Эмилем Дюркгеймом в работе «Самоубийство» (1897). С тех пор, получив широкое развитие, социологические исследования превратились в фундамент социологического знания и особый способ познания.

1. Понятие социологического исследования

Социологические исследования, наравне с общесоциологической теорией и специальными социологическими теориями, составляют три взаимосвязанных уровня в структуре социологии. Они дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле – это «система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов» [7,стр. 287]. Этого мнения придерживается большинство серьезных специалистов-социологов.

Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование «можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью» [3, с 85].

2. Сущность социологического исследования

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология исследования – «составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регуляторов проведения социологических исследований» [7]. Методология включает методы, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общим целям.
Методы (в социологии) — это «правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями» [2].
Методика социологического исследования – это «система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа». Таким образом, если методология – область общей стратегии, то методика – тактика исследования.
Техника социологического анализа (греч. techne – искусство, мастерство) – «сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа социологической информации» [4].
Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования [7]

Программой социологического исследования называют «изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез» [8].

Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии. Социологическое исследование – это «способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении» [1].

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов.

Проведение социологического исследования — сложный и многоэтапный процесс. Некоторые специалисты рассматривают процесс социологического исследования как состоящий из двух стадий:

• первая стадия — подготовительная,

• вторая стадия — собственно исследовательская.

Волков Ю. предлагает следующие этапы социологического исследования, состоящие в виде систематизированного ряда шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы:

Выбор исследуемой проблемы – выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов.

Диапазон вопросов, открытых для социальных исследований, столь же обширен, как и диапазон моделей человеческого поведения. Следовательно, необходимо найти проблему, заслуживающую внимания и поддающаяся исследованию с помощью научных методов.

Обзор литературы – обзор существующих теорий и исследований по теме.

Построение гипотезы. Завершив обзор литературы, исследователи обычно приходят к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Они выстраивают эту взаимосвязь в форме гипотезы.

Выбор программы исследований – определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств или указанные процедуры в различных ситуациях.

Определяется, каким образом будет осуществляться сбор данных для дальнейшего их анализа и проверки гипотезы. В зависимости от характера гипотезы ученые могут составить план проведения эксперимента, брать интервью, наблюдать поведение людей в определенных ситуациях, изучать имеющиеся результаты и исторические свидетельства или использовать все эти процедуры в различных сочетаниях.

Сбор данных – сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями проекта.

Анализ результатов – поиск значимых связей между фактами, выявленными в ходе исследования.

После того как исследователи получат в свое распоряжение необходимые данные, им предстоит проанализировать их для нахождения ответов на вопросы, заложенные в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования.

Выводы – определение результатов исследования, выявление более широкого смысла и наметка направлений будущих исследований.

После анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными и теориями.

В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным.

Отечественный социолог А.Г. Здравомыслов считает, что в любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры:

1. Составление программы исследования.

2. Определение объекта и единиц наблюдения.

3. Разработка средств сбора материала — методик исследования.

4. Сбор материала.

5. Анализ материала и его обобщение.

В социологической литературе встречаются и другие схемы проведения социологического исследования. Многие социологи выделяют четыре последовательных, взаимосвязанных этапа:

1) подготовка исследования — этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации

2) сбор первичной социологической информации — собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов.

В социологии применяется ряд методов, методик и процедур, которые уже применялись в других науках, но в социологии эти методы приобрели свою специфику. Это опрос, анализ документов, эксперимент, шкалирование, социальное моделирование, методы социометрии, системный, генетический и исторический анализы, описание, типологизация.

Выбор методов напрямую связан с видом социального исследования.

3. Виды социологических исследований

Социологические исследования подразделяются в зависимости от поставленной цели, периодичности их проведения, от масштаба анализируемой информации, от сложности исследования.

В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть:

теоретические — ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, (анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих обнаружения и разрешения)

эмпирические (конкретными) — касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутри групповых отношений и социальных процессов.

Чаще всего исследования имеют смешанный характер и выступают как теоретико-эмпирические.

В зависимости от частоты проведения социологических исследований, выделяют:

разовые — дают возможность получить знание о состоянии явлений и процессов на текущий момент

повторные — дают возможность получить знание о состоянии явлений и процессов в динамике, изменении развитии. Повторные исследования, в свою очередь, могут быть:

панельными — предполагают изучение одной и той же социальной проблемы с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Цель — анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются;

когортными — изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются;

трендовыми — исследование, приводящиеся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения;

лонгитюдными — длительное изучение одной совокупности лиц. Исследование предполагает последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния.

Выбор зависит от потребности в получении информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах.

В зависимости от конкретных задач исследования могут быть:

разведывательные — пробное, «пилотажное» исследование. Цель — получение оперативной социологической информации. Используется сжатый по объему инструмент, а к изучению подвергается небольшая группа респондентов. Кроме того, такое исследование применяется для проверки качества разработанного инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения. После такого «пилотажного» исследования в инструмент вносятся поправки, уточняются формулировки вариантов ответов, корректируются некоторые постановки вопросов. Только после такой работы можно проводить опрос большого массива населения.

описательные — проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Цель — получение сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). Обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Результат — общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но не показывающего глубокого проникновения в существо дела.

аналитические — устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне, т.е. исследование идет уже в глубину. Отсюда цель — наиболее углубленное изучение явления, когда нужно описать структуру, узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. Могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Проведение аналитического социологического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Здесь имеет значение умение видеть объект и предмет социологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях.

Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависимости от вида исследования.

В зависимости от условий проведения выделяют:

полевые исследования — осуществляются в естественной для исследуемой общности обстановке (на предприятии, в деревне),

лабораторные исследования — проходят в специально созданных условиях (фокус-группы, метод «длинного стола»).

Еще один критерий выделения видов социологического исследования — их масштабность. Выделяют:

международное,

общенациональное,

региональное,

отраслевое,

локальное.

По продолжительности социологические исследования можно подразделить на:

долгосрочные — от 3 лет и более;

среднесрочные — от 6 месяцев до 3 лет;

краткосрочные — от 2 до 6 месяцев;

экспресс-исследования — от 1-2 недель до 1-2 месяцев

Выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования представлена на рис.1.

Рисунок 1

Классификация видов социологического исследования по разным основаниям

По условиям проведения

По конкретности задач

По частоте проведения

По поставленной цели

полевые

разведывательные

разовые

теоретические

лабораторные

описательные

повторные

эмпирические

аналитические

панельные

По масштабности

По продолжительности

кагортные

международные

трендовые

долгосрочные

общенациональные

среднесрочные

региональные

лонгитюдные

отраслевые

краткосрочные

локальные

экспресс-исследования

Практически любое явление может изучаться с помощью разведывательного, описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный характер и использующего различные методы сбора первичной информации. Для любого вида социологического исследования не существует «запрета» на анализ тех или иных явлений и процессов.

Социолог в каждом конкретном случае выбирает тот или иной вид социологического исследования, исходя из практической и научной целесообразностью исследования, а также сущностью и особенностями того явления, которое предстоит изучить.

Таким образом, выбор вида социологического исследования вытекает как из сущности и особенностей изучаемого явления, так и из тех целей и задач, которые ставятся в ходе его анализа. Кроме того, перед окончательным выбором вида исследования социолог должен реально оценить свои возможности, глубину знаний методики, техники и организации, практические навыки группы исследователей, а также объем и источник финансирования. Надежность и ценность информации, получаемой в результате социологических исследований прямо пропорциональна усилиям на его подготовку.

Заключение

Данная работа позволяет составить лишь самое общее представление о специфике социологического исследования. Его проведение — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Выбор вида социологического исследования вытекает как из сущности и особенностей изучаемого явления, так и из тех целей и задач, которые ставятся в ходе его анализа. Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависимости от вида исследования.

Практически любое явление может изучаться с помощью социального исследования, используя различные методы сбора первичной информации.

Библиографический список

Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А.. Социология: 2-е изд., испр. и доп. [Текст] — М.: Гардарики, 2003. — 512 с.

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Методы социологического исследования – Учебник [Текст] -2004 -768с.

Самойленко Е.Н. Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций». Тема 9. Методы социологического исследования. [Текст] – Киев, КНУСА, 2005. – 125 с.

Социологический словарь ИАЦ «SOCIUM» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.socium.info/dict.html

Социологическое исследование. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sociologiya.academic.ru/465/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Социологическое исследование. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Социология: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 448 с.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа методы [Текст] — Самара: Самарский университет, 1995. – 328 с.